Проекты и исследования учащихся

МКОО "Комсомольская  СОШ"  

                                              

Выбор за нами

 

 

Работу выполнили:

Мельникова Надежда 05.06.2000. 11 класс

 МКОО «Комсомольская СОШ»

Цуцкиридзе Виктория 05.09.2000г. 11 класс

МКОО «Комсомольская СОШ»

Руководитель:

Маслова Ирина Алексеевна

учитель русского языка и литературы

 

Введение

В своей книге «Не для взрослых. Время читать!» М.О.Чудакова, историк литературы XX века и автор детских детективов написала: «…именно в отрочестве нужно составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить – и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде навалом».

Нам кажется, что на сегодняшний день слова Мариэтты Чудаковой очень актуальны. В наш век высоких технологий книга начала терять свою популярность, люди становятся все более ленивыми; им лень читать, лень думать и лень развиваться, поэтому вместо интересной книги, они предпочитают смотреть телевизор. Хотя мы считаем, что книги играют очень важную роль в становлении человека, в развитии его мышления, формируют понимание мира.

Осталось понять, какие книги нужно включить в свой список, чтобы получить как можно больше удовольствия и пользы от прочитанного. Этот выбор, как правило, сопровождается рядом сложностей. Как выбрать из многих тысяч названий только лучшее? Где отыскать критерий отбора, который устроил бы и взыскательного ученого, и рядового читателя? Вот здесь и возникает проблема. Как оказалось, это совсем не простая задача, ведь сейчас огромное количество книг, авторов, жанров, все книги очень красочно оформлены и зачастую на выбор может повлиять обложка.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время нет единого мнения по данному вопросу, в открытом доступе уже есть множество списков, составленных и авторитетными людьми и простыми читателями.

Объект исследования - списки литературы, предлагаемые всем желающим для прочтения.

Предметом нашего исследования является выбор оптимального списка литературы с учетом мнения людей, увлекающихся чтением, любящих книгу.

·         Цель исследования проанализировать и сравнить список «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению (список Путина)» и список «100 лучших книг для русского менталитета», соотнести их с выбором читателей и на этой основе составить свой список литературы.

Задачи:

·         изучить несколько списков, предлагаемых в сети Интернет;

·         сравнить список, рекомендованный президентом и список « 100 лучших книг для русского менталитета»

·         провести анкетирование среди читателей на предмет их выбора книг для чтения из предложенных списков;

·         выяснить читательские предпочтения респондентов;

·         на основе полученных данных составить свой список.

Гипотеза: мы предполагаем, что списки, рекомендованной литературы не совсем совпадают с читательскими предпочтениями наших сверстников и людей, увлекающихся чтением.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы:

·                    Эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование);

·                    Теоретические (сравнение, обобщение, анализ).

На сегодняшний день существуют работы, посвященные проблеме чтения и проблеме выбора книг для чтения. Однако мы решили еще раз изучить эту тему на примере людей, с которыми мы общаемся, в этом и заключается новизна нашего исследования.Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать книги данного списка при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе, и при подборе аргументов для сочинения ЕГЭ.

Глава 1. Что даёт человеку чтение книг

Всем нам, конечно, известно, что информация в нашем сегодняшнем мире играет решающее значение, информационные потоки окружают нас повсюду, и человек неизбежно сталкивается с выбором того, какую информацию допускать себе в голову. Многие считают, что основным источником информации была, есть и остаётся книга. Несмотря на огромное количество способов развивать мозг, большинство людей отдают предпочтение классическому – они начинают много читать. Этот вариант можно смело назвать беспроигрышным, потому что он касается всех аспектов жизни человека.

За последние несколько лет было многократно доказано, что привычка читать в корне меняет жизнь человека, оказывая положительное влияние на мыслительные процессы.

Проведенные исследования дали однозначно положительный ответ на вопрос о том, верно ли утверждение о положительном эффекте от чтения для человека. Мозг того, кто длительное время практикуется в этом и делает это правильно, иначе воспринимает окружающий мир и работает гораздо «качественнее».

Нам, обычным людям, хочется знать, зачем надо читать книги, какой результат мы заметим сами. Воздействие литературы на человека видно каждому, причем как ему самому, так и окружающим. Положительному влиянию подвержены многие составляющие жизни, что делает причины начать увлекаться литературой весьма значимыми.

Такое увлечение положительно влияет на:

·         интеллект;

·         культуру;

·         социальность;

·         творчество;

·         психологическое здоровье.

 

Зачем же нужно читать книги? Что дает чтение книг?

Умение разговаривать и писать, рост словарного запаса.

Читая, человек буквально впитывает в себя слова, различные обороты и приемы. Это делает его речь и стиль письма более изысканными, грамотными. Он начинает излагать свои мысли красиво и непринужденно. Любители любых романов могут похвастаться большим словарным запасом. Особенно, если человек знакомится с непривычными ему жанрами или специфичной литературой. Встречаясь с новым словом, его значение можно понять из контекста, что только закрепляет его в памяти.

Общение с людьми.

Такое занятие, как чтение, может значительно повлиять на отношения человека с другими людьми. В первую очередь, это выражается в уже упомянутом умении красиво разговаривать и расширении словарного запаса. Это делает человека более приятным для всех окружающих. Во время знакомства с романом люди запоминают много интересной информации, которой могут делиться с собеседниками, отчего становятся интересными. Также герои произведений порой сталкиваются с различными сложными ситуациями, описанное решение которых может пригодиться в жизни читателя, например, для налаживания отношений с кем-либо. Такие люди лучше ладят с детьми, что нельзя не отнести к несомненным плюсам. Читающие люди выделяются на фоне остальных толерантностью, что еще больше привлекает к ним окружающих. При этом они не имеют каких-либо предрассудков, благодаря чему имеют намного больше друзей и выглядят очень достойно.

Романтичность

В большинстве романов присутствуют элементы романтики или близких любовных отношений между двумя людьми. Такие знания могут не просто оказаться полезными на практике, но и станут частью сознания, изменяя человека изнутри. Человек становится романтичным, нежным и заботливым, что делает его еще привлекательнее.

Уверенность, мотивация

Польза чтения затрагивает важное в человеке качество – уверенность в себе. Она развивается параллельно пополнению списка прочитанных произведений. А происходит это за счет умения разговаривать и нескольких других факторов, о которых будет сказано ниже. Уверенный в себе человек иначе себя чувствует, он словно снимает с себя ограничения – такие люди намного успешнее других.

Настроение и стресс

Чтение полезно для психологического здоровья. Оно позволяет избежать серьезных депрессий, нервных срывов и других близких проблем. Причиной тому упорядочивание информации в голове, усиление контроля собственных эмоций, а также расслабление сердца и мышц, получаемые от частых контактов с художественными или научными произведениями. Книга поможет поднять настроение, а также избежать его ухудшения, что крайне важно для современного человека.

Повышается стрессоустойчивость, быстро уходит полученный стресс. В этом лучше всего помогает привычка читать перед сном. От этого влияние стресса сокращается на 60% всего за 5 минут. Такие показатели можно считать удивительными, т.к. с ними не сравнится даже прогулка или чашечка чая. Также многие могут похвастаться крепким сном.

Новый опыт, расширение кругозора

Для людей важно избегать однообразия. Сделать это порой бывает не так уж легко. Лучшими способом становится испытание нового опыта, который является уникальным и интересным. В этом отлично помогает литература. Каждый имеет возможность пережить нереальные события, взглянуть на жизнь под другим углом или испытать недоступные ранее эмоции.

Расширение кругозора тоже оказывает серьезное влияние на жизнь. Это делает человека более интересным для окружающих, а также помогает ему принимать верные решения и почувствоваться себя намного увереннее в своих силах.

Мышление, память, концентрация

Из исследований ученых стало понятно, что для мозга увлечение книгами очень полезно. Важнее всего то, что люди начинают мыслить иначе – им становится проще понимать происходящие вокруг них вещи, они быстрее разбираются в чем-то новом. Постепенно, чем больше человек будет заниматься этим, тем сильнее будет развиваться его мозг. Сюда же относится и гибкость мышления, благодаря которой можно увидеть особые детали, незаметные другим людям, а также правильно оценить сложную ситуацию, найдя решение. Большое количество героев, мест действия и событий заставляет читателя держать в голове большой количество информации. Это неизбежно приводит к развитию памяти. Именно поэтому уже с детства заставляют пересказывать произведения на школьных уроках. Также у взрослых и детей тренируется концентрация, которая крайне важна в жизни.

Группа ученых, во главе которой встал Станислас Деэне, провела исследование на 63добровольцах. 31 из участников имели навыки чтения с детства, 22 научились этому взрослыми, а 10 были неграмотными. Все они получали разного рода тестовые задачи, требующие ответа от испытуемого.

Завершив исследование, ученые пришли к выводу, что чтение влияет на работу мозга крайне положительным образом.

Новые знания, творчество, креатив.

Если читать больше остальных, то удастся выделиться, так как некоторые знания приобретаются именно из литературных произведений. Это также важный фактор успеха в жизни. Можно получить не только сухие знания, но и полезные жизненные уроки. Читающие люди всегда были более творческими личностями, которые могут похвастаться креативными идеями. Почему так? Во-первых, от чувства уверенности. Во-вторых, от полученных знаний. В-третьих, от особого взгляда на ситуацию.

Сохранение молодости

Возможность отсрочить процессы старения – вот почему полезно читать книги. Мозг человека медленно стареет с каждым годом, но его можно легко поддерживать с помощью литературы. Общая продолжительность жизни таких людей на 2 года выше.

Чем еще полезно чтение книг, так это снижением риска возникновения заболеваний, связанных с мозговой деятельностью, а особенно, с памятью. Риск развития болезни Альцгеймера становится заметно ниже.

Таким образом, чтение книг можно считать лучшим средством для улучшения качества речи, памяти, мышления. Оно способствует расширению кругозора, воспитанию уверенности в себе. Увлечение книгами полезно для психического здоровья.

 

 

 

 

 

Глава 2. Списки книг

 Нам, выпускникам, чтение книг просто необходимо. Для того чтобы получить допуск к итоговой аттестации и хорошо написать сочинение ЕГЭ, нужен достаточно большой багаж прочитанного.

В сочинении, которое мы писали в декабре, была обязательна опора на произведения русской или мировой литературы и она подразумевала не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Как предполагали авторы программы по возвращению сочинения в школу: «Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы».

Аналогичны требования и к сочинению ЕГЭ. Работа будет зачтена при условии наличия аргументации на основе прочитанного.

Некоторые могут поспорить о количестве необходимых книг. Есть мнение, что для успешного написания сочинения достаточно знание всего 10 текстов из школьной программы. Мы считаем, что к работе, завершающей наше обучение в школе нужно отнестись более серьёзно, поэтому наш список книг для чтения гораздо больше. Надеемся, что на экзамене это нам поможет.

Обратимся к выбору книг, которые, на наш взгляд, просто необходимо прочитать. Этот выбор, как правило, сопровождается рядом сложностей. Как выбрать из многих тысяч названий только лучшее? Где отыскать критерий отбора, который устроил бы и взыскательного ученого, и рядового читателя?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, мы обратили внимание на то, что в сети Интернет есть уже готовые списки книг, они очень разные, основаны на разных читательских предпочтениях, у них разная целевая аудитория.Можно отметить, что некоторые списки очень специфичны или узконаправленны и опираться на них при выборе книг, возможно, не стоит.

Мы решили изучить и сравнить всего два списка книг, и первый из них- «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению (список Путина)»

История проекта «100 книг» началась в 2012 году, когда на страницах «Независимой газеты» появилось письмо Владимира Путина, который предложил обратить внимание на опыт американцев, составивших список 100 книг, необходимых для чтения студентам, и составить такой же список для российских школьников и студентов.

«Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или по крайней мере дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах», - предложил Путин.

В составлении списка приняли участие представители Российской академии наук, Российской академии образования, Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ, общественных и религиозных организаций, учителя, ведущие библиографы детской литературы, специалисты по педагогике и психологии чтения, детские и школьные библиотекари, а также представители СМИ, региональных органов управления образованием субъектов РФ и институтов повышения квалификации.

16 января 2013 года список был официально опубликован

 «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению (список Путина)»

А. М. Адамович, Д. А. Гранин «Блокадная книга»

2. Ч. Т. Айтматов «И дольше века длится день»/«Белый пароход»

3. В. П. Аксёнов «Звёздный билет»/«Остров Крым»

4. А. Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете»

5. В. К. Арсеньев «Дерсу Узала»

6. В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»/«Царь-рыба»

7. И. Э. Бабель «Одесские рассказы»/«Конармия»

8. П. П. Бажов «Уральские сказы»

9. Л. Пантелеев, Г. Г. Белых «Республика ШКИД»

10. В. О. Богомолов, «Момент истины»

11. Ю. В. Бондарев «Батальоны просят огня»/«Горячий снег»

12. А. Н. Боханов «Император Александр III»

13. М. А. Булгаков «Белая гвардия»

14. Кир Булычёв «Приключения Алисы»

15. И. А. Бунин «Тёмные аллеи»

16. В. В. Быков «Мертвым не больно»/«Сотников»

17. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»/«В списках не значился»

18. Г. В. Вернадский «Начертание русской истории»

19. А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»

20. А. П. Гайдар «Тимур и его команда»/«Чук и Гек»/«Голубая чашка»

21. Р. Г. Гамзатов «Мой Дагестан»/«Стихотворения»

22. В. А. Гиляровский «Москва и москвичи»

23. И. А. Гончаров «Обыкновенная история»

24. А. Б. Горянин «Россия. История успеха»

25. А. С. Грин «Алые паруса»/«Бегущая по волнам»

26. Л. Н. Гумилёв «От Руси к России»

27. Н. С. Гумилёв «Стихотворения»

28. А. И. Деникин «Очерки русской смуты»

29. Муса Джалиль «Моабитская тетрадь»

30. С. Д. Довлатов «Зона»/«Чемодан»/«Заповедник»/«Рассказы»

31. Ф. М. Достоевский «Идиот»

32. В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

33. В. Д. Дудинцев «Белые одежды»

34. Н. В. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»

35. М. Ибрагимбеков «И не было лучше брата»

36. И. А. Ильин «О России. Три речи»

37. И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»/«Золотой телёнок»

38. А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей»

39. Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема»

40. В. А. Каверин «Два капитана»/«Открытая книга»

41. Л. А. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»/«Кондуит и Швамбрания»

42. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий»

43. В. Л. Кондратьев «Сашка»

44. Н. П. Кончаловская «Наша древняя столица»

45. В. П. Крапивин «Мальчик со шпагой»

46. Кузьмин В. «Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах»
47. А. И. Куприн «Поединок»/«Гранатовый браслет»

48. Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч»

49. Н. С. Лесков «Очарованный странник»

50. Д. С. Лихачёв «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ «Раздумья о России (сборник)»/«Рассказы русских летописей XII—XIV вв.»

51. Ю. М. Лотман «Беседы о русской культуре»/Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

52. В. В. Набоков «Дар».«Защита Лужина».«Приглашение на казнь»

53. В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»

54. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,«Незнайка на Луне»,«Живая шляпа»,«Мишкина каша»

55. В. А. Обручев «Земля Санникова»

56. Ю. К. Олеша «Три толстяка»

57. Н. А. Островский «Как закалялась сталь»

58. К. Г. Паустовский «Повесть о жизни»/«Мещёрская сторона»

59. В. С. Пикуль «Реквием каравану PQ-17»/«Миниатюры»

60. А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

61. Л. С. Петрушевская «Рассказы и повести»

62. Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

63. Козьма Прутков «Сочинения»

64. В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

65. Р. И. Рождественский «Стихотворения»

66. Н. М. Рубцов «Стихотворения»

67. Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

68. А. Н. Рыбаков «Кортик»/«Бронзовая птица»/«Выстрел»

69. Д. Самойлов «Стихотворения»

70. К. М. Симонов «Стихотворения»/«Живые и мёртвые»

71. Л. В. Соловьёв «Повесть о Ходже Насреддине»

72. Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»/«Трудно быть богом»

73. В. С. Токарева «Рассказы и повести»

74. А. Н. Толстой «Князь Серебряный»

75. Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат»/«Казаки»/«Анна Каренина»

76. Г. Тукай «Шурале»

77. Ю. Н. Тынянов «Пушкин»/«Смерть Вазир-Мухтара»

78. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»/«Дядя Фёдор, пёс и кот»

79. А. А. Фадеев «Молодая гвардия»/«Разгром»

80. Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

81. К. Л. Хетагуров «Стихотворения»

82. Е. Л. Шварц «Дракон»/«Снежная королева»

83. В. М. Шукшин «Рассказы»

84. Н. Я. Эйдельман «Лунин»/«Твой XIX век»

85. И. Г. Эренбург «Люди, годы, жизнь»

86. В. Г. Ян «Чингиз-хан»/«Батый»/«К последнему морю»

87 В. Л. Янин «Я послал тебе бересту»Эпосы, былины, летописи

88. «Алпамыш»

89. «Гэсэр»

90. «Давид Сасунский»

91. «Джангар»

92. «Калевала»

93. «Кёр-оглы»

94. «Манас»

95. «Олонхо»

96. «Урал — Батыр»

97. «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»

98. «Повесть временных лет»

99. «Былины» (сост. Чечеров К. , Ухов П.)

100. «Сказки народов России» (сост. Ватагин М.)

Появлению перечня предшествовали оживлённые дискуссии о том, какие произведения следует включить в итоговый список.

Некоторые деятели культуры считают, что в список книг, помимо самых известных произведений русской и зарубежной классики, Библии и античных мифов, должны входить и произведения современных авторов, а формировать этот список должны не государственные чиновники, а специальный совет по культуре.

Другие и вовсе раскритиковали эту идею.

К примеру, президент фонда Александра Солженицына, вдова писателя Наталья Солженицына полагает, что общий список рекомендованной литературы обеспечивает школьная программа, а что-то сверх этого должна давать семья.

Художник, лауреат последней «Премии Кандинского» Юрий Альберт считает, что составление списка рекомендованной литературы – это «инициатива довольно демагогическая и не самая актуальная на данный момент». По его мнению, книги должен каждый выбирать себе сам.

Лауреат многих литературных премий, писатель Захар Прилепин и вовсе заметил, что ему интереснее было бы отметить ту литературу, которую как раз не нужно рекомендовать школьникам.

Много вопросов к составителям прозвучало и со страниц «Литературной газеты». Журналисты усомнились в правомерности принципов отбора и необходимости включения в проект «100 книг» некоторых авторов.

Для сравнения с предложенным мы использовали список, который нам показался интересен своим названием.

«100 лучших книг для русского менталитета»

1. «Мастер и Маргарита» – Михаил Булгаков

2. «Война и мир» – Лев Толстой

3. «Ася», «Первая любовь» – Иван Тургенев

4. «Преступление и наказание» – Федор Достоевский

5. «Стихотворения. Сказки. Поэмы», «Евгений Онегин» – Александр Пушкин

6. «Мертвые души» – Николай Гоголь

7. «Братья Карамазовы» – Федор Достоевский

8. «Хождение по мукам» – Алексей Толстой. «Анна Каренина» – Лев Толстой

10. «Стихотворения. Поэмы», «Герой нашего времени» – Михаил Лермонтов

11. «Записки охотника», «Муму» – Иван Тургенев

12. «Идиот» – Федор Достоевский

13. «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда» – Николай Лесков

14. «Собачье сердце», «Записки юного врача» – Михаил Булгаков

15. «Стихотворения и поэмы» – Сергей Есенин

16. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» – Илья Ильф, Евгений Петров

17. «Отверженные» – Виктор Гюго

18. «Обыкновенная история» – Иван Гончаров

19. «Три товарища» – Эрих Мария Ремарк

20. «Стихотворения и поэмы» – Марина Цветаева

21. «Записки из Мертвого дома» – Федор Достоевский

22. «Бесы» – Федор Достоевский

23. «Повести и рассказы» – Антон Чехов

24. «Граф Монте-Кристо» – Александр Дюма

25. «Стихотворения» – Федор Тютчев

26. «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» – Александр Беляев

27. «Отцы и дети» – Иван Тургенев

28. «Доктор Живаго» – Борис Пастернак

29. «Воскресение» – Лев Толстой

30. «Стихотворения» – Иван Бунин

31. «Москва и москвичи» – Владимир Гиляровский

32. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» – Николай Гоголь

33. «Униженные и оскорбленные» – Федор Достоевский

34. «1984», «Скотный двор» – Джордж Оруэлл

35. «Стихотворения. Поэмы» – Афанасий Фет

36. «Петербургские повести», «Пьесы» – Николай Гоголь

37. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина» – Александр Пушкин

38. «Белая гвардия» – Михаил Булгаков

39. «Обломов» – Иван Гончаров

40. «Горе от ума» – Александр Грибоедов

41. «Записки из подполья» – Федор Достоевский

42. «Старик и море» – Эрнест Хемингуэй

43. «Бесприданница» – Александр Островский

44. «Триумфальная арка» – Эрих Мария Ремарк

45. «Стихотворения» – Осип Мандельштам

46. «Драма на охоте», «Пьесы» – Антон Чехов

47. «Приключения Шерлока Холмса», «Возвращение Шерлока Холмса» – Артур Конан Дойл

48. «Донские рассказы», «Судьба человека» – Михаил Шолохов

49. «451° по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» – Рэй Брэдбери

50. «Кому на Руси жить хорошо», «Стихотворения. Поэмы» – Николай Некрасов

51. «Двойник» – Федор Достоевский

52. «По ком звонит колокол» – Эрнест Хемингуэй

53. «Старуха Изергиль» – Максим Горький

54. «Игрок» – Федор Достоевский

55. «Стихотворения и поэмы» – Владимир Маяковский

56. «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева» – Иван Бунин

57. «Маленький принц» – Антуан де Сент-Экзюпери

58. «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник», «Казаки» – Лев Толстой

59. «Тихий Дон» – Михаил Шолохов

60. «Стихотворения и песни» – Владимир Высоцкий

61. «Крейцерова соната», «Отец Сергий» – Лев Толстой

62. «Сто лет одиночества» – Габриэль Гарсиа Маркес

63. «Недоросль» – Денис Фонвизин

64. «На западном фронте без перемен» – Эрих Мария Ремарк

65. «Фауст» – Иоганн Вольфганг фон Гёте

66. «Белеет парус одинокий» – Валентин Катаев

67. «Пикник на обочине» – Аркадий и Борис Стругацкие

68. «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы» – Лев Толстой

69. «Солярис» – Станислав Лем

70. «Стихотворения и поэмы» – Арсений Тарковский

71. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война» – Борис Васильев

72. «Собор Парижской Богоматери» — Виктор Гюго

73. «Бедные люди», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Дядюшкин сон» – Федор Достоевский

74. «Робинзон Крузо» – Даниель Дефо

75. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Сонеты» – Уильям Шекспир

76. «Село Степанчиково и его обитатели» – Федор Достоевский

77. «Петр Первый» – Алексей Толстой

78. «Фальшивый купон» – Лев Толстой

79. «Белый Клык» – Джек Лондон

80. «Стихотворения и поэмы» – Александр Блок

81. «Что делать?» – Николай Чернышевский

82. «Мартин Иден» – Джек Лондон

83. «История одного города», «Господа Головлевы» – Михаил Салтыков-Щедрин

84. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» – Марк Твен

85. «Стихотворения и поэмы» – Андрей Вознесенский

86. «Гранатовый браслет», «Олеся» – Александр Куприн

87. «Трудно быть богом» – Аркадий и Борис Стругацкие

88. «Земля Санникова» – Владимир Обручев

89. «Черный обелиск» – Эрих Мария Ремарк

90. «Басни» – Иван Крылов

91. «Дворянское гнездо», «Рудин» – Иван Тургенев

92. «Два капитана» – Вениамин Каверин

93. «Алые паруса», «Бегущая по волнам» – Александр Грин

94. «Похождения бравого солдата Швейка» – Ярослав Гашек

95. «Стихотворения и поэмы» – Борис Пастернак

96. «Бег» – Михаил Булгаков

97. «Над кукушкиным гнездом» – Кен Кизи

98. «Подросток» – Федор Достоевский

99. «Остров сокровищ» – Роберт Льюис Стивенсон

100. «Стихотворения и поэмы» – Анна Ахматова

К сожалению, мы не нашли сведений об авторе этого списка.

Если говорить о содержании обоих списков, то можно заметить, что во второй авторы включили много произведений из школьной программы. Список, рекомендованный президентом, содержит больше дополнительной литературы.

 

 

Глава3. Практическая часть. Мнения читающих.

 

Ни для кого не секрет, что сейчас очень многие проводят своё свободное время в социальных сетях. Мы решили воспользоваться этим и провести опрос именно там, предложили списки для сравнения людям, которые любят читать и умеют это делать, участникам группы «Стихи давно забытого поэта», в которой мы состоим. Кроме того, мы предложили им составить свои списки и включить в них книги, которые, на их взгляд, являются необходимыми для прочтения.

«Список Путина»,

Откликнулись 26 человек (просмотров 534)

«Белая гвардия» – Михаил Булгаков

И. А. Бунин «Тёмные аллеи»

«Повесть временных лет»

Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат»/«Казаки»/«Анна Каренина»

Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»/«Дядя Фёдор, пёс и кот»

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»/«Незнайка на Луне»/«Живая шляпа»/«Мишкина каша»

Д. С. Лихачёв «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ «Раздумья о России (сборник)»/«Рассказы русских летописей XII—XIV вв.»

Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч»

А. И. Куприн «Поединок»/«Гранатовый браслет»

В. А. Каверин «Два капитана»/«Открытая книга»

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»/«Золотой телёнок»

В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

31. Ф. М. Достоевский «Идиот»

25. А. С. Грин «Алые паруса»/«Бегущая по волнам»

20. А. П. Гайдар «Тимур и его команда»/«Чук и Гек»/«Голубая чашка»

17. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»/«В списках не значился»

 

«100 книг для русского менталитета»

Откликнулись 36 человек (просмотров 540)

«Мастер и Маргарита» – Михаил Булгаков

«Война и мир» – Лев Толстой

«Преступление и наказание» – Федор Достоевский

«Стихотворения. Сказки. Поэмы», «Евгений Онегин» – Александр Пушкин

«Отцы и дети» – Иван Тургенев

«Стихотворения. Поэмы», «Герой нашего времени» – Михаил Лермонтов

«Собачье сердце», «Записки юного врача» – Михаил Булгаков

«Мертвые души» . «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» – Николай Гоголь

. «Стихотворения и поэмы» – Александр Блок

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Сонеты» – Уильям Шекспир

 

Проанализировав выбор опрошенных, мы пришли к выводу, что учащиеся и респонденты из других возрастных категорий в достаточном объёме знакомы с предложенными произведениями, но их мнение по выбору книг не совпадает с мнением авторов списков.

Многие, отвечающие на наши вопросы, высказали пожелание, чтобы в списке рекомендованной литературы были следующие произведения:

«Мы с истёкшим сроком годности»,«50 дней до моего самоубийства»- Стейс Крамер

«Пока я жива»-Дженни Даунхэм

«Морфий», «Красная корона»-Михаил Булгаков

«Бумажные города»-Джон Грин

Серия романов о Гарри Поттере -Дж. К. Роулинг.

«Виноваты звёзды»- Джон Грин

«Милые кости»- Элис Сиболд

«Хроники Нарнии»- Клайв Стэйплз Льюис.

«Голодные игры»- Сьюзен Коллинз

«Куда приводят мечты»- Ричард Мэтисон

«Книжный вор»- Маркус Зусак

«Эрагон»- Кристофер Паолини

«Золотой компас», «Чудесный нож»- Филип Пулман

«Забытый сад»-Кейт Мортон

«Чернильное сердце»- Корнелия Функе

 «Посмотри на меня»- Сесилия Ахерн

 

Таким образом, мы подтвердили высказанную ранее гипотезу: списки, рекомендованной литературы не совсем совпадают с читательскими предпочтениями наших сверстников и людей, увлекающихся чтением.

На основе проведенного анализа, сопоставив пожелания читающих и обращаясь к собственному читательскому опыту, мы составили свой список, который на наш взгляд будет полезен при подготовке к экзамену и в более полном объеме отразит потребности читающих, особенно молодых.

 

1.«Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» ,«Собачье сердце», «Записки юного врача», «Морфий», «Красная корона» – Михаил Булгаков

2.И. А. Бунин «Тёмные аллеи»

3.«Повесть временных лет»

4. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»- Р. И. Фраерман

5. «Хаджи-Мурат». «Казаки», «Анна Каренина» , «Война и мир» -Л. Н. Толстой

6. «Крокодил Гена и его друзья». «Дядя Фёдор, пёс и кот» -Э. Н. Успенский

7. «Повесть о настоящем человеке»- Б. Н. Полевой

8. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне». «Живая шляпа»,«Мишкина каша»- Н. Н. Носов

9. «Слово о полку Игореве» и культура его времени», «Раздумья о России (сборник)». «Рассказы русских летописей XII—XIV вв.»- Д. С. Лихачёв

10. «Старик Хоттабыч»- Л. И. Лагин

11. «Поединок»,«Гранатовый браслет»- А. И. Куприн

12. «Два капитана»,«Открытая книга»- В. А. Каверин

13. «Двенадцать стульев»,«Золотой телёнок»- И. Ильф, Е. Петров

14. «Денискины рассказы»- В. Ю. Драгунский

15. «Идиот», «Преступление и наказание»- Ф. М. Достоевский

16. «Алые паруса»,«Бегущая по волнам»- А. С. Грин

17. А. П. Гайдар «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Голубая чашка»

18. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…», «В списках не значился»

19 «Стихотворения. Сказки. Поэмы», «Евгений Онегин» – Александр Пушкин

20.«Отцы и дети» – Иван Тургенев

21.«Стихотворения. Поэмы», «Герой нашего времени» – Михаил Лермонтов

22. «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» – Николай Гоголь

23«Стихотворения и поэмы» – Александр Блок

24.«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Сонеты» – Уильям Шекспир

25. «Мы с истёкшим сроком годности»,«50 дней до моего самоубийства»- Стейс Крамер

26.«Пока я жива»-Дженни Даунхэм

27. «Бумажные города», «Виноваты звёзды», «В поисках Аляски», «Пусть идёт снег»-Джон Грин

28.Серия романов о Гарри Поттере -Дж. К. Роулинг.

29. «Милые кос - Элис Сиболж

30.«Хроники Нарнии»- Клайв Стэйплз Льюис.

31.«Голодные игры»- Сьюзен Коллинз

32.«Куда приводят мечты»- Ричард Мэтисон

33.«Книжный вор»- Маркус Зусак

34.«Эрагон»- Кристофер Паолини

35.«Золотой компас», «Чудесный нож»- Филип Пулман

36.«Забытый сад»-Кейт Мортон

37.«Чернильное сердце»- Корнелия Функе

 38.«Посмотри на меня»- Сесилия Ахерн

39.«Пока я жива»- Дженни Даунхэм

40. «Если я останусь»- Гейл Форман

41. «До встречи с тобой»-Дж. Мойес

42. «Вино из одуванчиков». «451 по Фаренгейту»- Рей Брэдбери

43. «Сто лет одиночества» -Г.Г.Маркес

44. «P.S. Я люблю тебя», «Не верю. Не надеюсь. Люблю»- Сесилия Акерн

45. «Дом странных детей»- Ренсом Риггз

46. «Бегущий в лабиринте»- Джеймс Дэшнер

47. «Великий Гэтсби»- Фрэнсис Скотт Фицджеральд

48. «Над пропастью во ржи»- Джером Сэлинджер.

49. «Портрет Дориана Грея»- О. Уайльд

50. «Робинзон Крузо»- Д.Дефо

51. Таинственный остров»- Стивенсон

52. «Старик и море»- Э.Хемингуэй

 

В нашем списке оказалось много книг современных зарубежных авторов, в этом с нами солидарны и те, чьим мнением мы интересовались.

Заключение

Известный английский писатель Нил Гейман однажды отвечал на вопрос, какое значение имеет книга. Он говорил, что чтение художественной литературы – это самая важная вещь в жизни, которая исполняет две важные функции.

 Во-первых, она вызывает благоприятную зависимость. Узнать, что произойдет дальше, необходимость перевернуть страницу, желание прочитать все до конца. Испить историю до последней капли, последнего слова. Даже если и будет тяжело, жажда знаний будет настойчиво зудеть, пока не удастся ее утолить. Благодаря этой зависимости человек узнает много новых слов, начинает по-другому смотреть на мир и даже думает немного иначе.

Во-вторых, чтение порождает эмпатию. Когда человек смотрит телевизор, он просто наблюдает за героями со стороны, но когда он читает, то может побывать «в шкуре» главного героя. Прожить его историю, увидеть мир его глазами, понять, что он чувствует. В этом и проявляется значение современной книги – возможность расширить свой горизонт и стать чуточку лучше.

Каждый человек сам решает, что читать. Самое главное найти именно ту книгу, которая затронет его душу, будет ему помощником в той или иной ситуации. Возможно, что эта литература поможет разрешить какую-то непонятную для человека ситуацию, или даст мотивацию для продолжения какого-нибудь дела, даст вдохновение, дабы начать что-то новое. А возможно, книга поможет понять, что пора оставить все старое за бортом и начать совсем новое плавание. Литература может дать мотивацию человеку на что угодно, даже начать новую жизнь, о которой тот, возможно, давно мечтал, но по каким-то причинам не решался.

В своей работе мы сделали попытку определить насколько актуальны и применимы списки книг, предлагаемые для чтения разными источниками и авторами. Для этого мы проанализировали и изучили пока только два списка из сети Интернет и предложили сделать выбор людям, которых объединяет любовь к книге, к чтению.

Нас порадовало, что, несмотря на изобилие других источников информации, люди по-прежнему обращаются к книге, ценят и любят её. Они охотно откликнулись на просьбу помочь в выборе книги и популяризации чтения.

Проведенные нами опросы подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования: списки рекомендованной литературы не совпадают с читательскими предпочтениями наших сверстников и людей, любящих книгу.

Результатом нашей работы стал наш собственный список книг, который мы составили, опираясь на читательские интересы опрошенных и свои предпочтения.

Дата последнего обновления страницы 05.04.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»