«Мой выбор – журналистика»
Краткая аннотация:
Мне уже 15 лет и настало время определиться с выбором профессии. Так как уже сейчас я люблю анализировать, общаться, фотографировать и пытаюсь излагать свои мысли на бумаге, то я задумываюсь о профессии журналиста. Почему именно эта профессия меня увлекла? Журналистика поможет мне быть в курсе событий, знакомиться с интересными и умными людьми. Я думаю, что в будущем я освою эту профессию. А пока, в рамках данного проекта я изучила все особенности профессии и хочу познакомить вас с ними. Кроме того, уже сейчас я являюсь редактором школьной тиражной газеты и школьной стенгазеты . Нашим читателям мы рассказываем о событиях, произошедших в школе, о знаменательных датах, о том, какие события происходят в стране. Также все выпуски газеты публикуются на сайте нашей школы.
Обоснование необходимости проекта.
Мы живём в 21 веке и зачастую за огромным объёмом информации не видим самого важного. Общаясь в социальных сетях, мы забываем о годовщинах великих событий, о важных для народа и страны датах, забываем имена людей, которым обязаны жизнью. Я считаю своим долгом напоминать ровесникам о главных событиях, произошедших и происходящих в нашей стране и рассказывать обо всем, что происходит в нашей школе. Именно для этого я стала заниматься школьной стенгазетой. И снова натолкнулась на проблему. Как писать? О чём писать в первую очередь? О чём писать не стоит? Я решила ответить на все эти вопросы, изучив все особенности профессии журналиста. Мне настолько понравилась эта профессия, что своё будущее я планирую связать именно с журналистикой. Я хочу донести до старшеклассников собранную информацию о профессии. Возможно, кому-нибудь из них понравится эта профессия и они тоже выберут журналистику.
Описание проекта.
Изучение особенностей профессии.
В рамках данного проекта я провела полное изучение всех особенностей профессии журналиста. В моем понимании журналист –это человек, который умеет оперативно собирать, анализировать, обрабатывать и в грамотном и доступном виде преподносить актуальную и интересующую информацию. Журналисту надо быть открытым всему — читателю, новостям, сложностям и удачам, чужим мнениям.
Посредниками между теми, кто хочет донести любого рода сообщения и, аудиторией являются различного вида СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио, а в последнее время и Интернет. Работа журналиста довольно многогранна, люди этой профессии могут трудиться корреспондентами, репортерами, публицистами, фотожурналистами, стрингерами.
Несмотря на то, какую сферу выберет для своей работы специалист в этой области, он непременно должен приносить в массы только правдивую, точную и объективную информацию. Профессиональный журналист будет использовать и комментировать в своих репортажах и статьях только проверенные данные из достоверных источников. Уважающий себя специалист никогда не прибегнет к недостойным или незаконным уловкам, чтобы «добыть» необходимую ему информацию. Люди, работающие в журналистике, должны всегда помнить о том, что любое искажение фактов может нанести людям ущерб и спровоцировать скандалы, ссоры и бесчинства. За каждое написанное слово человек этой профессии несет полную ответственность.
Востребованность
По данным, которые я отыскала в сети Интернет, востребованность профессии журналиста средняя. Ежегодно из стен российских ВУЗов выходят около 5 тысяч специалистов. По проведенному в 12 московских общеобразовательных школ анкетированию профессия журналиста на 12 месте по популярности (1%) По востребованности -менее 1 %. Однако более 7 % старшеклассников выбрали именно эту профессию.
Образование: что нужно знать?
Думаю, для того, чтобы заинтересовать читателя или зрителя, необходимо грамотное владение литературным русским языком и чувство стиля. Нужно иметь широкий кругозор и быть эрудированным. Знания в психологии общения помогут наладить контакты с разными людьми. Владение иностранными языками значительно расширит сферу возможностей. В большом информационном потоке надо уметь выбирать главное и акцентировать внимание, при этом точно, лаконично в доступной форме выражать любую мысль.
Вузы, в которых готовят журналистов
Из большого списка ВУЗов, которые занимаются подготовкой журналистов, я выбрала несколько. При выборе я смотрела на то, где находится ВУЗ и насколько он известен.
Волгоградский государственный университет
Воронежский государственный университет
Московский государственный институт международных отношений
Московский государственный социальный университет
Московский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания(г.Москва)
Институт информатики, финансов, права, управления(г. Москва)
Личные качества
Профессия журналиста далеко не из самых простых. Так как день журналиста очень насыщен, то людям, выбравшим эту профессию, необходимо быть очень выносливыми, трудолюбивыми. Им также нужно проявлять активность и участвовать в общественной деятельности. Журналисты с хорошей памятью, с развитыми творческими способностями и аналитическим складом мышления могут преуспеть на этом поприще. Такие качества, как быстрая реакция и умение переключаться с одной темы на другую также потребуются для работы журналистом. Коммуникабельность, целеустремленность, любознательность и находчивость -тоже не последние в списке черт характера, которые помогут добиться успеха. Навыки пользования специальной техникой значительно облегчат получение информации.
Место работы
Обычно журналисты находят свое место на радио и телевидении, в редакциях газет и журналов и в образовательных учреждениях. Они также работают в пресс-центрах различных организаций, PR агентствах и рекламных компаниях.
Жанры журналистики
Я выяснила, что журналистика подразделяется на несколько жанров.
O Репортер.
Репортерская работа – основа современного телевидения. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на чем-либо. А основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях часто существует специализация. Репортеры специализируются в определенной сфере жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология). Другое разделение репортеров основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиям, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ.
O Ведущий телерадиоэфира
Дискуссия предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах телезрителей и тем самым активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины. Предварительная работа журналиста при подготовке передачи этого жанра может быть невелика, зато резко возрастает значимость таких качеств как умение регулировать разговор, давать возможность высказываться и вовремя останавливать участников, направлять общий ход дискуссии. Важнейший принцип: ведущий дискуссии не является ее участником не становится на сторону кого-либо из собеседников. Безусловно, он имеет право выражать мнение или ставить под вопрос чье- то мнение – все это необходимый арсенал ведения передачи. Эти передачи бывают довольно острыми. Поэтому ведущий должен заранее продумать свою тактику, изучить опубликованные высказывания будущих собеседников и возможное развитие событий в их споре. Задача ведущего – не потерять тему, не давать участникам уходить от предмета спора, который может быть очерчен до эфира. Всегда есть и другая опасность- потерять горячность и спонтанность, так как это является особенностью передачи.
O Ведущий ток-шоу
Для работы в ток-шоу недостаточно иметь журналистский опыт. Известны случаи, когда неудачу в жанре ток-шоу терпели известные российские журналисты, привыкшие вести интервью с одним – двумя собеседниками и почувствовавшие неуверенность, оказавшись перед двумя сотнями незнакомых людей. Держать такую большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище- особая профессия. Возможно, эта работа требует больше актерских, чем журналистских навыков.
O Журналист-редактор
Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики, с подбора авторов- исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого или смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики. Редактор высокого уровня, занимающий руководящую должность в телевизионной иерархии, продумывает стратегию вещания, обеспечивает сбалансированность позиции телевидения. От редактора зависит и организация сбора информации. Работы многочисленных репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании, работая во фронтовых условиях. Телевизионный редактор – это не только литературный работник. Но прежде всего организатор «добычи» и оформления экранной картинки – визуальной информации во всем ее разнообразии.
O Журналист- оператор
Задача оператора состоит в том, чтобы предоставить зрителю наиболее выгодную и информативную программу происходящего. Оператор должен легко и свободно работать с камерой, не отвлекаясь на ее корректирование режима съемки в процессе репортажа. Съемка должна отображать происходящее событие четко и ясно.
O Комментатор
Комментарий представляет собой точку зрения на факты, но не сами факты. В роли комментатора обычно выступает опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками. Однако он должен стремиться упомянуть о существовании других точек зрения. Итак, комментатор появляется тогда, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко- политический контекст.
Работа комментатора и обозревателя имеет много общего. Прежде всего, это право и необходимость донести до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки. Считается, что комментарий должен облегчить слушателю формирование собственного мнения. Безусловно, комментарий должен апеллировать к рассудку и благоразумию, а не разжигать эмоции.
O Обозреватель
Обозреватель- это специалист в какой- либо области, который ведет персональную телепередачу. Высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Обозреватель отличается от комментатора умением создавать сценарии сложной передачи журнального типа и вести общение в студии. Кроме того, обозреватель старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора. Обозреватель должен знать законодательство о СМИ, специфику информационной работы, основы газетно- журнального производства, методы подготовки материалов в печать, методы редактирования. Грамматику и стилистику русского языка, этику журналистской деятельности.
O Интервьюер
Интервью, по мнению опытных журналистов – это нормальный человеческий разговор, одинаково интересный для обоих собеседников. Интервью- непременная часть почти любого репортерского сюжета для новостей. Проблемные передачи выявляют разные точки зрения опять же методом интервью. Для работы интервьюером требуется терпение и доброжелательность. Основные качества: общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника.
Этика
Существует такое понятие, как профессиональная этика журналиста. Эти правила и принципы, которые нашли одобрения в обществе и были приняты в СМИ, не оформлены юридически, хотя четко сформулированы и прописаны в Кодексе. Каждый работающий в этой сфере обязан соблюдать условия и действовать в определенных рамках. Чтобы стать членом союза журналистов России, нужно беспрекословно следовать всем нормам, отраженным в кодексе чести.
Трудности
Изучая все особенности профессии, я наткнулась и на трудности. По последним исследованиям, публикациям, рейтингам в последние два-три года Россия находится на устойчивом третьем месте по числу убийств журналистов. Опережают Россию по этому показателю Иран и Алжир.
Погибают журналисты в войнах. Это относится к гибели при исполнении профессиональных обязанностей. Но больше всего журналисты гибнут от заказных убийств. Такие громкие убийства журналистов как убийство Анны Политковской, Эдуарда Маркевича, Дмитрия Холодова связаны с их профессиональной деятельностью.( приложение 1)
Известные журналисты
· Анна Политковская
· Дмитрий Холодов
· Владислав Листьев
Холодов Дмитрий Юрьевич
Родился 21 июня 1967 года в подмосковном Загорске. Вырос в городе Климовске, учился в школе № 5, которая теперь носит его имя.
С отличием окончил Московский инженерно-физический институт. Работал инженером в ЦНИИ точного машиностроения и корреспондентом на радио в Климовске.
В августе 1992 года стал корреспондентом газеты «Московский комсомолец». Писал о современной российской армии, побывал во многих горячих точках- в Абхазии, Чечне, Азербайджане, на таджико- афганской границе.
Журналист был известен своими публикациями о коррупции в российской армии. Неоднократно подвергал критике министра обороны.
17 октября 1994 года Дмитрий Холодов погиб в Москве на рабочем месте в редакции газеты от взрыва самодельной мины-ловушки, находящейся в портфеле- дипломате. Посмертно удостоен премией Союза журналистов России и «За свободу прессы» ( обе- в 1994 году) Имя журналиста носит школа № 5 в городе Климовске, в которой он учился. Там же есть улица его имени, а на здании редакции газеты «Московский комсомолец» в Москве установлена мемориальная доска памяти Дмитрия Холодова.
Листьев Владислав Николаевич – советский и российский телеведущий и тележурналист, первый генеральный директор ОРТ, предприниматель.
Окончил школу-интернат спортивного профиля. С 1982 года работал редактором радиовещания на зарубежные страны Главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР. В 1987 году перешел на работу в Молодежную редакцию Центрального телевидения одним из ведущих программы «Взгляд».
С 1991 года Листьев- генеральный продюсер телекомпании, а с 1993 года - её президент. В период своей работы в телекомпании «ВИD», Листьев был автором и ведущим следующих телепроектов: «Поле чудес», «Тема» и «Час пик», а также создателем программ «Звездный час», «L-клуб», «Серебряный шар», «Угадай Мелодию». В этот же период стал конфликтовать с партнерами по компании. В январе 1995 года Листьев ушел из телекомпании «ВИD»,став генеральным директором новой телекомпании ОРТ. Листьев затевает серьезные преобразования в хозяйственной политике компании, и с 1 апреля был введен мораторий на показ рекламы на первом федеральном канале.
Вечером 1 марта 1995 года при возвращении со съемок программы «Час пик», Владислав Листьев был убит в подъезде собственного дома. Ценности и большая сумма денег оказались не тронутыми, что позволило следователям предположить ,что убийство связано с деловой или политической деятельностью телеведущего.
Первый канал и Российская академия телевидения учредили 1 марта 2010 года премию за заслуги в развитии российского телевидения имени Влада Листьева. Она будет присуждаться раз в год.
Политковская Анна Степановна- российская журналистка, правозащитница. Уделяла особое внимание конфликту в Чечне.
Родилась в Нью-Йорке, где её родители находились на дипломатической работе. В 1980 году окончила факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. В начале 90-х Политковская получила гражданство США согласно принципу jus soli, оставшись при этом гражданкой России .
В 1982-1993 годах работала в газетах «Известия» и «Воздушный транспорт», в творческом объединении «ЭСКАРТ», в издательстве «Паритет». До 1994 года являлась обозревателем еженедельника «Мегаполис Экспресс». В 1994-1999 годах –обозреватель, редактор отдела чрезвычайных происшествий «Общей газеты». С 1999 года –специальный корреспондент и обозреватель «Новой газеты». Политковская неоднократно выезжала в районы боевых действий. За серию репортажей о военных действиях в Чечне январе 2000 года Анне Политковской присуждена премия «Золотое перо России». Ей присуждались: премия Союза журналистов РФ «Добрый поступок –доброе сердце», премия Союза журналистов за материалы по борьбе с коррупцией, диплом «Золотой гонг-2000» за серию материалов о Чечне. Политковская –автор документальных книг о ситуации в Чечне в 1999 году «Путешествие в ад», «Чеченский дневник», «Вторая Чеченская», «Чечня: позор России», а также статей «Карательный сговор», « Люди исчезающие». Последняя её публикация в «Новой газете» -«Карательный сговор» –была посвящена составу и деятельности чеченских отрядов, воюющих на стороне федеральных сил. Многие из книг Политковской были переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Автор книг «Putin ‘s Russia» (Путинская Россия), «Россия без Путина», опубликованных в Великобритании.
В сентябре-начале октября 2006 года Анна Политковская значительно активизировала аналитико-журналистскую деятельность, в свете приближающихся парламентских выборов 2007 года президентских 2008. Политковская активно включалась в политические события, стараясь сохранить движение сопротивления чеченских боевиков. Политковская была сторонницей введения международных миротворческих сил в Чечню.
Помимо журналистики, Политковская занималась правозащитной деятельностью, помогала матерям погибших солдат отстаивать свои права в судах, проводила расследования коррупции в Министерстве обороны, командовании Объединенной группировки федеральных войск в Чечне, помогала жертвам Норд-Оста. Резко и эмоционально критиковала действующую власть.
В 2006 году Политковская была застрелена в лифте своего дома в центре
Москвы. Первые сведения указывали на заказное убийство, т.к. было произведено четыре выстрела, включая выстрел в голову.
Премии в области журналистики
Именно при разработке данного проекта я первый раз узнала, что премии в области журналистики, как в отдельной сфере деятельности не существует. Но прославившиеся журналисты не остаются без внимания и премии им все же вручаются. Премии в области журналистики являются частью Литературных премий. Так например, Пулитцеровская премия (США) – одна из самых престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, с 1942 – и в области фотожурналистики. Премия была учреждена американским газетным магнатом венгерского происхождения Джозефом Пулитцером. В конце XIX в. он умело привлекал внимание читателей к издаваемым им газетам. В области журналистики премия не обеспечена денежным призом, а представляет собой золотую медаль за «Служение отечеству», вручаемую самому изданию, а не его журналистам. Также существует премия мира им. Ремарка (Германия) учреждена в 1991 и вручается раз в 2 года в Оснабрюке. Присваивается за журналистские, беллетристические и научные сочинения, посвященные проблемам мира.
В России Первой авторитетной общероссийской премией стала Демидовская премия в 1831–1865, присуждавшаяся Петербургской Академией наук по многим отраслям знаний, в том числе в области словесности. Ее сменила Ломоносовская премия. С 1856 в память о графе С.С.Уварове, бывшем президенте Академии наук, учредили Уваровскую премию. Но самой престижной была Пушкинская премия. С 1941 по 1952 присуждались Государственные Сталинские премии. Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства, начиная с 1992, присуждается ежегодно. А Государственная премия за наиболее талантливые произведения для детей и юношества учреждена указом президента в 1998. Но большинство премий все же предполагалось писателям, а не журналистам.
Способы оформления школьной стенгазеты
Так как в будущем я планирую стать журналистом, уже сейчас я пишу статьи в школьную газету. Для правильного написания и оформления я пользуюсь некоторыми правилами:
Правильное оформление – это систематический и привычный для читателя подбор, расположение материалов по знакомым отделам без изменений сложности и пестроты, выделение и умеренное подчеркивание сути текста при помощи заголовков и подзаголовков, его графического оформления.
При подборе материалов важно помнить об их композиции.
Композиция – это правильное соединение отдельных элементов в единое целое.
При размещении материалов на полосе нужно помнить об основных законах композиции:
1. Закон пропорции. По закону пропорции четыре колонки «притягивают» одну и «удерживают» две. Две и три колонки смотрятся самостоятельно.
2. Закон зрительной иллюзии;
3. Закон равновесия;
4. Закон гармонии (связь, стройность, равномерность, равновесие частей в целом).
Выделяют, кроме того, и такие законы композиции, как:
- закон цельности (невозможность воспринять изображение как сумму нескольких самостоятельных частей, что достигается через наличие общей оформительской идеи; связь и взаимосогласованность всех элементов, неповторимость каждого фрагмента композиции);
- закон контрастов (нацеленность на выразительность, привлечение внимания).
Оформление заголовков
Заголовок – это предельно сжатое и меткое выражение сути, главной идеи материала. Заголовки помогают читателю разобраться в многочисленных текстах, дают возможность судить о наиболее важных и значительных из них, быстро выбирать те, которые интересны (от половины до двух третий читателей выбирают материал по заголовку). Заголовок является одним из важных элементов оформления газеты. Удачно расположить заголовок можно лишь тогда, когда он не только хорошо отредактирован, но и разбит на логически завершенные по смыслу части. Главные требования, которые предъявляются к заголовку, следующие:
1) он должен быть ясным и кратким, побуждать
читателя; прочесть материал: заметку, статью, очерк;
2) он должен отражать самое главное в заметке;
3) в нем не должно быть штампов и
двусмысленностей;
4) следует избегать повторений;
5) рекомендуется включать в заголовок глагол, лучше
всего выражающий действие, например: «Школа
благоустраивается»;
6) в нем нельзя допускать сокращенные обозначения
(культмероприятие и т. д.).
По сути, заголовки делятся на следующие виды: собственно заголовок, подзаголовок, рубрика, шапка.
Формат и характер оформления заголовков подборок, статей определяется их содержанием и величиной. Так, к небольшой статье не следует делать громоздкого заголовка. Маловыразительным и незаметным будет и слишком мелкий заголовок.
Верстка стенной газеты
Собрав материал в очередной номер газеты, приступают к его оформлению. При верстке материала в стенной газете не следует подражать многотиражным газетам с их строгим членением полос на вертикальные колонки. Такие колонки можно сочетать с свободной композицией из материалов. Наиболее важные по содержанию заметки помещаются на самом видном месте, менее значительные следуют за ними.
Как правильно написать статью (новость)
Новостью является актуальная, общественно значимая информация, которую вы узнали из собственных источников информации, раньше, чем другие журналисты. У новости должен быть заголовок — цепляющий, яркий, интересный, игровой, конкретный. У новости должен быть «лид» — первый абзац, в котором коротко (2-3 предложения, в каждом предложении 11-15 слов) изложена главная мысль сообщения. У каждой новости должен быть АВТОР. А каждый автор имеет право на авторскую точку зрения и даже на авторский стиль изложения.
Формула написания статей:
• Что произошло?
• Где это произошло?
• Когда это произошло?
• Кто стал участником этого события?
• Как это происходило?
• Почему это произошло?
• Что означает данное событие?
Старайтесь умещать новость в трех предложениях.
Первая строка
Первая строка вашего материала должна «продавать» данную новость слушателю. Она должна быть короткой и «ударной». Слушатель должен быть способен понять то, о чем вы рассказали в новости. Он должен захотеть дослушать новость до конца, чтобы узнать больше.
Новость должна быть выстроена с точки зрения логики. У нее должно быть начало, середина и конец. Первая строка должна сразу захватить внимание аудитории, а вторая строка должна содержать дополнительные детали, поясняющие данную новость. последняя строка завершает новость. Можно сделать какой-либо вывод и (или) сказать о последствиях данного события.
Привлечение к работе над школьной газетой и выпуск газеты
Наша школьная газета существует совсем недавно, с сентября 2013 года. Я работаю с этой газетой с самого начала. И, конечно же, я не одна. Недолго думая кого взять в «журналисты», мы с руководителем проекта остановились на ученицах 7 класса. Мельникова Надежда и Цуцкиридзе Виктория отозвались на предложение охотно. Теперь они с удовольствием пишут статьи. А Надежда написала еще замечательные стихи, которые мы выпустили в нескольких номерах.(приложение 2)
Первый опыт работы.
O Каждый месяц в свет выходят новые выпуски нашей школьной газеты. Мы предлагаем нашим читателям газету в разных вариантах. Это стенгазета, на которой любой ученик или гость школы может прочитать о произошедших событиях.
Выводы.
Подводя итоги, хочется отметить, что поставленные цели и задачи проекта достигнуты. Собрана полная информация о профессии, которая может быть использована для профессиональной ориентации учащихся, регулярно выходят в свет как печатный так и электронный вариант школьной стенгазеты и тиражной газеты, которые стали выпускаться благодаря проекту. К работе над газетой привлечены учащиеся 7 класса. Работа над выпусками газеты позволяет развивать навыки, необходимые журналисту. Исходя из вышесказанного, можно говорить об успешной реализации данного проекта.